Урок 11. Тульские академики
Прочитайте отрывок из статьи С.М. Марковой «Тульская мужская классическая гимназия (1804–1917 гг.)» и ответьте на вопросы.
Ученики в Тульской гимназии делились на вольноприходящих, то есть живущих в городе, и на воспитывающихся в пансионе при гимназии.
Распорядок дня пансионеров был четко расписан. Утром они вставали в 6 часов, затем умывались и одевались, а после общей молитвы пили чай в 6.30. В 7 часов начинались утренние репетиции (повторение уроков, продолжавшиеся до 8.30). Занятия в классах начинались в 9 часов, в 12 ч. они прерывались завтраком, а затем продолжались до 14.30. После уроков с 14.30 до 15.30 воспитанники или занимались рисованием и черчением, или пользовались свободой под присмотром дежурных надзирателей. В 15.30 предполагалось обедать. После обеда до первой вечерней репетиции в 17.30 у учеников также было свободное время. В это время они с дежурными надзирателями или с инспектором гуляли по городу или играли во дворе заведения.
Подготовке уроков уделялся вечер. Первая вечерняя репетиция продолжалась с 17.30 до 18.45, а вторая – с 19.00 до 20.15 ч. Между ними давалось 15 минут для отдыха. После второй вечерней репетиции воспитанники пили чай и после общей молитвы в 21 час отправлялись в спальни.
Воспитанники старших классов, если они заявляли надзирателю, что не в состоянии были во время вечерней репетиции готовить уроки, то продолжали занятия до 22 часов «в теплом коридоре около спальни». Полученная пансионером неудовлетворительная оценка лишала права отпуска к родителям вплоть до ее исправления.
За неповиновение преподавателю ученик подвергался заключению в карцер как минимум на 2 часа и притом по возможности отдельно от других. О проступке ученика сообщалось его родителям. Ученики старших классов подвергались выговору директора в классе или в присутствии педагогического совета гимназии.
- Вопросы к научной статье:
1. Чем отличались вольноприходящие гимназисты и пансионеры?
2. Как вы понимаете слова «пансион», «надзиратель», «репетиция», «инспектор», «карцер»?
3. Кажется ли вам суровым распорядок дня тульских гимназистов? Попробуйте подсчитать, сколько времени они тратили на учебу, а сколько на отдых и иные занятия. Сделайте вывод: гимназисты XIX века учились больше или меньше современных школьников?
4. Найдите в тексте, как наказывали гимназистов. Как вы думаете, за какие проступки полагалось самое суровое наказание? Почему наказывали не учителя, а дежурные надзиратели?
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
- 12 февраля 2024, 16:23