1.1 Семья и ее история
3. Как она возникла?
Вопрос «как и когда возникла семья» является большой научной проблемой, которую совместными усилиями пытаются решить ученые самых разных специальностей: историки, археологи, палеоантропологи, генетики, приматологи. Благодаря их работе сейчас известно, что семья – очень древний социальный институт (здесь институт означает не высшее учебное заведение, а форму общественного устройства со своими нормами и правилами). Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья появилась в условиях первобытно‑общинного строя и постепенно менялась с развитием форм брака и родства. Самый ранний прообраз семейных отношений присутствовал уже у ископаемых приматов, являвшихся предками древнейших людей. Близким аналогом этих форм сосуществования являются сообщества шимпанзе, для которых характерны родственные группы, происходящие от одной матери, и образуемые гориллами гаремные семьи, возглавляемые самым сильным самцом. Первую форму социальной организации древнейших людей называют человеческим стадом, чем подчеркивается схожесть этого объединения с коллективами животных. В подобных группах было несколько десятков особей разного пола, образовывались временные брачные пары, при этом весь коллектив являлся собственником добытой пищи и орудий труда. В нем существовала совместная забота о детенышах, возникла и развивалась взаимопомощь, передача технологий производства орудий труда от одного поколения к другому. Все это позволяло физически слабым, но интеллектуально достаточно развитым предкам современных людей защищаться от доисторических хищников, добывать пищу, бороться с превратностями погоды.
И вот 200 тысяч лет назад на Земле появился неандерталец. Изучение стоянок и костных останков неандертальского человека показывают, что к этому времени семейные связи стали достаточно прочными, чтобы помогать выживать в суровых условиях ледниковой эпохи. Археологи обнаружили большие жилища, в которых совместно и достаточно гармонично проживали по нескольку десятков древних людей данного вида. Ученые располагают сведениями о взаимопомощи внутри коллективов неандертальцев: найденные костные останки показывают, что нередко неандертальцы, получавшие тяжелые увечья, продолжали жить лишь благодаря регулярной помощи. Кроме того, умерших сородичей неандертальцы не оставляли на съедение падальщикам, а захоранивали. Существует мнение, что именно тогда появились первые семейные кладбища.

С появлением на планете людей современного типа возникла родовая организация. Люди стали жить большими общинами‑семьями, включавшими несколько поколений и ветвей. В родовой общине действовал закон «один за всех и все за одного», – именно при таком образе жизни можно было выжить. Мужчины охотились и защищали территорию от чужаков, все женщины собирали съедобные коренья и плоды, готовили пищу и заботились о детях, а старики обучали молодых тем навыкам, которые необходимы для удачной охоты и для того, чтобы избежать ранения или смерти.
Всякая перемена в жизни каждого была значительным событием для всех сородичей. Близкие и дальние родственники обязательно участвовали в обрядовых танцах и играх в честь главных событий: рождения, свадьбы, смерти, – и это еще больше сплачивало сообщество охотников и собирателей.
Несколько родовых общин, живших в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказание. Самым страшным считалось изгнание из племени – ведь человек не мог прожить в одиночку. Семья стала основной ячейкой общества. Брачные союзы обставлялись несложной обрядностью и возникали на основании взаимной симпатии, причем будущие супруги обязательно относились к разным родам.
Археологическим подтверждением образования парной семьи является то, что в эпоху палеолита даже большие жилища, где обитал весь род, разделялись на небольшие участки с очагом. Долгое время ученые считали, что на заре родовой организации единственной формой являлся матрилокальный брак (от латинских «matris» – мать и «locus» – место). В нем родство считалось по матери. Муж переходил на жительство в род жены, при этом личное имущество супругов оставалось раздельным, а дети принадлежали только матери и ее роду. Тем не менее, сейчас ученые, подробно изучив формы брачно‑семейных отношений отставших в развитии племен Австралии, Африки и Южной Америки, определили, что одновременно с матрилокальным браком возник и патрилокальный (от латинских «pater» – отец и «locus» – место), в котором счет родства шел по линии отца. Видимо, форма брака определялась традициями племен.
Около 10 тысяч лет назад среди сообществ людей начинают распространяться земледелие и скотоводство, которые изменили не только хозяйственную жизнь человека, привнеся оседлый образ жизни, разнообразные промыслы и ремесла, но и формы семейных отношений. Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем родом, а отдельными семьями. Такие семьи состояли из представителей 3–4 поколений ближайших родственников по отцу (например, одного или нескольких братьев с их детьми, внуками и правнуками), которые жили вместе и вели общее хозяйство. Это было своеобразное экономическое предприятие, которое могло самостоятельно прокормить и одеть своих членов. Главой семьи и собственником основных средств производства (скота, орудий земледелия и продуктов нового производства) становится мужчина – основной работник (пастух, пахарь) и воин, защищающий земельные владения и запасы продовольствия в случае нападения иноплеменников. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца к старшему сыну по праву первородства. Такие семьи называют патриархальными (в буквальном переводе с греческого – «власть отца»). Эта была основная форма семьи, которая базировалась на распределении ролей в семье, власти «физически сильного» и религиозных догмах. Об этом мы подробнее поговорим в следующей теме первой главы.
Главной формой организации семейной жизни был моногамный брак. Он заключался при учете мнения старших родственников, оформлялся сложными обрядами и расторгался в очень редких случаях. По мере развития технологий, облегчавших обработку земли, экономическая потребность в больших патриархальных семьях стала отпадать. Основной социальной ячейкой стала малая моногамная семья, которая обычно состояла из брачной пары и их детей. Количество детей, как правило, по современным меркам было весьма большим. Семьи отличались устойчивостью, так как каждая из них обладала собственностью в виде участка земли, который обрабатывался силами домочадцев и обеспечивал их существование.
Такой вид семьи главенствовал до середины XX века и существует и в наши дни в аграрных странах, где развито сельское хозяйство. Суждение о том, что, чем больше детей, тем больше помощников в поле и по хозяйству, отразилось и в народных пословицах: «Для еды малая семья хороша, для работы – большая» (якутская); «У кого детей много, тот не забыт от бога» (русская).
Уступать свои позиции патриархальная семья начала в связи с урбанизацией – ростом промышленности в городах, развитием их культурных и политических функций. Так семьи постепенно стали малодетными, а то и бездетными. Общество стремится создать условия для семей с тремя и более детьми, так как они – главный ресурс государства.