2.1. Тульский край в XVII веке
| Сайт: | «Виртуальная школа Тульской области» |
| Курс: | История Тулы и Тульской области |
| Книга: | 2.1. Тульский край в XVII веке |
| Напечатано:: | Гость |
| Дата: | Суббота, 29 ноября 2025, 10:43 |
Оглавление
- 1. 2.1. Тульский край в XVII веке
- 2. Тульский край в период Смутного времени
- 3. Крестьянское ополчение
- 4. Тульский край в период Смутного времени
- 5. Осада Тульского кремля
- 6. Тульский край в период Смутного времени
- 7. От Южного форпоста к городу оружейников
- 8. Заселение и развитие региона
- 9. Возведение укрепительных сооружений
- 10. Утверждение Тульского герба
- 11. Тула — арсенал России
- 12. От Южного форпоста к городу оружейников
- 13. Казенная Кузнецкая слобода
- 14. Постройки того времени
1. 2.1. Тульский край в XVII веке
2. Тульский край в период Смутного времени
Тула довольно часто упоминается на страницах богатой событиями истории Смутного времени (1598-1618 гг.). В июне 1605 г. в Туле останавливался и принимал присягу дворян первый из череды самозванцев, выдававших себя за сына Ивана Грозного (в литературе его обычно именуют Лжедмитрием I).
Именно в Тулу к самозванцу приезжали из Москвы представители Думы. В Тульском кремле Лжедмитрий I возвестил о своем восшествии на престол и разослал по городам окружную грамоту и текст присяги.
3. Крестьянское ополчение
Летом 1607 г. Тульский кремль «примет под защиту» от царских войск остатки крестьянского ополчения под руководителя Ивана Исаевича Болотникова, который называл себя «воеводой царя Дмитрия» (Лжедмитрия II).
4. Тульский край в период Смутного времени
Совместно с ним действовал Илейко Муромец, самозванец, выдававший себя за царевича Петра — не существовавшего сына царя Федора Ивановича. Предпринявший два похода на столицу, не раз побеждавший, но и терпевший поражения, в июне 1607 г. Болотников отвел свои войска к Туле. Стоявший в Серпухове царь Василий Иванович Шуйский послал под Тулу войско, во главе большого полка в котором стояли его племянник князь М.В. Скопин-Шуйский и И.Н. Романов. Стремясь избежать осады города, восставшие вышли им навстречу. На реке Воронее (Вороньей), близ засечных Малиновых ворот, «бысть с ними бой велик зело, и поможе Бог государевым бояром и воеводам и ратным людем». Побежденные укрылись под защитой стен тульского кремля.
5. Осада Тульского кремля
За этими событиями последовала продолжавшаяся четыре месяца осада крепости. Участие в ней принял выступивший из Серпухова, 29 июня взявший приступом город Алексин и прибывший на другой день в Тулу царь Василий Шуйский. Обстановку в городе ярко характеризует примечательный литературный памятник эпохи — «Послание дворянина к дворянину» пострадавшего от восставших местного помещика Ивана Фуникова. «Мужики, что ляхи, — жалуется он неизвестному адресату,— дважды приводили к плахе, за старые шашни хотели скинуть три башни».
Долгое время осада успеха не имела. Переломить обстановку удалось, проведя комплекс военно-инженерных мероприятий. Муромский боярский сын Иван Кровков предложил затопить лежавший в низине город. Была построена плотина, и вышедшие из берегов воды Упы устремились к стенам кремля. Кремль оказался в середине обширного озера, что, с одной стороны только усиливало его неприступность, с другой — создавало для «осадных сидельцев» множество неудобств (были подтоплены подвалы с продовольствием). Положение осложнилось с приходом осени. Интересную легенду, связанную с якобы предпринятой осажденными попыткой разрушить плотину, рассказал в своей «Истории о великом княжестве Московском» неоднократно посещавший Россию шведский дипломат и историк Петр Петрей де Ерлезунда.
6. Тульский край в период Смутного времени
Руководители восстания вступили в переговоры с осаждавшими, договорились, что всем сложившим оружие было обещано сохранение жизни. Однако и «вор Петрушка» и другие «воровские заводчики», Болотников в их числе, были схвачены. Лжепетр и Болотников были казнены. Большая же часть восставших — ратные люди «воровских» городов и казаки — не пострадали: Шуйский после присяги распустил их «по городам».
Смутное время оставило шрамы в истории не одной Тулы. Земли южнее Засечной черты были и так защищены недостаточно. Теперь ситуация еще более осложнилась. Очередной набег крымских татар, пришедшийся на 1609 г., разорил едва ли не весь Епифанский уезд. Сама Епифань и большинство окрестных слобод были уничтожены, жители их перебиты или угнаны.
Набеги крымцев продолжались вплоть до середины XVII в. – «В пустоши, что была село Нижние Пруды, храм Преображение Господа... и Спаса нашего Иисуса Христа... разорен без остатка: на погосте восемь мест дворовых запустели от татарской войны». Записи, подобные этой, взятой из писцовой книги Соловского уезда 1635 г., в описаниях земель Тульского края для того времени не редки.
7. От Южного форпоста к городу оружейников
При первых Романовых русское государство стремилось изменить ситуацию. Преодолевая неудачи и поражения, оно упорно отодвигало степную границу дальше к югу. Особенно важно было надежно перекрыть Муравский шлях. С этой целью в 1637 г. верстах в 70 юго-западнее Епифани была построена новая крепость — будущий город Ефремов. На месте ранее существовавшего сторожевого пункта в 1663 г. появилась еще одна крепость, ставшая основой поселения, на месте которого впоследствии возник нынешний город Богородицк. К этому времени передовые русские сторожевые заставы уже значительно отдалились от Тулы. Была создана южная цепь укреплений, получившая название Белгородской линии (в нее в 1630-х гг. входила крепость Чернь). Но иногда крымцы прорывались и через нее, как это случилось в 1659 г., когда они разграбили некоторые южнорусские уезды и среди них Епифанский, Новосильский и Чернский. В дальнейшем так далеко на север заходить им уже не удавалось.
8. Заселение и развитие региона
Но земли Дикого поля еще долго оставались пусты или почти пусты. Их заселение осуществлялось разными способами. Заселению Епифанского уезда помогла церковь. В 1670-х гг. епифанские земли были отданы церковным иерархам: митрополитам Ростовскому и Ярославскому, Сарскому и Подонскому, архиепископу Коломенскому и Каширскому. Часть земель на Куликовом поле получил Тульский Предтечев монастырь. С этого времени начинается заселение края крестьянами, жившими на старых, сначала монастырских, позже и иных землях. В степи появляются деревни и села, распахивается целина, на реках ставятся мельницы. Эти места постепенно привлекают внимание и крупных феодалов: здешняя земля плодородна, жизнь становится все более безопасной. К концу XVII в. заселение Епифанского и соседних с ним уездов в основном завершается.
Защиту населения пограничных областей от внешнего противника государство пыталось улучшить путем объединения административного и военного управления территорией. Возникавшие при этом административные единицы, объединявшие группы городов, носили название разрядов. Первый воевода разряда, будучи в военное время командующим армией, в мирное время являлся главой местной администрации. «Города от польской украины» — так одно время называли территорию, находившуюся на окраине Дикого поля. Важнейшим из них была Тула. Эти города на протяжении нескольких десятилетий первой половины XVII в. составляли Украинный, или Тульский, разряд. В задачу его воевод входила мобилизация ресурсов входивших в округ городов и связанных с ними уездов. Важнейшей задачей являлся сбор средств для содержания войск и управление служилыми людьми. Деятельность всех полковых и городовых воевод разряда координировал и направлял воевода тульский. Создание Тульского разряда заложило административную традицию, важную для будущего. Особое, «титульное» место Тулы среди входивших в его состав городов создало условия для ее ускоренного развития и дальнейшего административного выделения.
9. Возведение укрепительных сооружений
Укрепление Тулы возведением каменной крепости не завершилось. В XVI в. городской посад окружили стены и башни Деревянного города или Острога — они шли приблизительно по линии нынешней улицы Советской. В 1641 г. к нему присоединились охватившие несколько слобод в юго-восточной части города полуторакилометровые укрепления Земляного города, спроектированного с учетом достижений западноевропейской фортификационной науки. На южном от Тулы направлении протянулся примыкавший к Острогу земляной вал Завитай, закрывавший участок между городом и Малиновой засекой. К северу от кремля пространство до другой засеки, Щегловской, тоже было надежно укреплено. Так сформировался оборонительный комплекс, выглядевший достаточно внушительно для того, чтобы неприятель не пытался проверить его на прочность.
10. Утверждение Тульского герба
С потребностями тех, кто его обслуживал, часто связывают ускоренное развитие в Туле оружейного дела. «В червленом поле горизонтально положенный на двух серебряных шпажных клинках, лежащих наподобие Андреевского креста, концами вниз, серебряный ружейный ствол; вверху же и внизу по одному молоту золотому»,— таково официальное описание тульского герба, утвержденного указом императрицы Екатерины II 8 марта 1778 г. Символический смысл изображения разъяснен так: «Все сие показует примечания достойный и полезный Оружейный завод, находящийся в сем городе». Внесенный в Полное собрание законов герб на все последующее время графически и символически отобразил магистральный для судьбы города тезис: Тула — центр оружейного производства.
11. Тула — арсенал России
Действительно, для Тулы оружейное дело — тема ее истории не просто магистральная, но причастная к самой, что ни на есть, сущности ее «души». Оно же во многом определяет место города в истории Отечества. Тула — арсенал России, она — ее кузница. Одной из предпосылок такой специализации города явилось то обстоятельство, что в тульском крае издавна широкое распространение получило металлопроизводство. В нескольких местах неподалеку от города (в частности, в Малиновой засеке) добывалась руда, которую перерабатывали крестьяне домники в своих сыродутных горнах. В XVI в. на территории Тульского и прилегавших к нему уездов еще довольно многочисленными были леса, обеспечивавшие металлургов древесиной для выжигания древесного угля. И не случайно, что именно под Тулой, на реке Тулице у села Торхова, в 30-х гг. XVII в. иностранные купцы — нидерландец Андрей Денисович Виниус и его компаньоны — построили первые в России «мельничные» железные заводы. Так их называли потому, что они были вододействующими — важнейшие их машины и механизмы приводило в действие колесо, которое крутила речная вода. На этих Тульских заводах (или Городищенских, как их иногда называли по Старогородищенскому стану, в котором они находились), в первой российской домне был получен первый в государстве промышленный чугун и освоена технология переработки его в железо. Первое заводское железо поступило в казну 24 марта 1636 г. Эта дата начинает историю доменной металлургии России. В начале 1650-х гг. вытеснившие Виниуса из дела предприниматели (тоже иностранцы) П. Марселис и Ф. Акема на реке Скниге (сейчас Тульская обл.) построили заводы, называемые Каширскими — первое в России специализированное передельное предприятие (на нем привозной чугун перерабатывали в железо).
12. От Южного форпоста к городу оружейников
Эти первые металлургические мануфактуры — промышленные объекты, на которых происходил перенос и адаптация к российским условиям новых технологий. Поселки иностранных мастеров при первых заводах — места, где смешивались элементы бытовой культуры. Один из них, при селе Ченцове Каширского уезда (нынешний Заокский район), особенно примечателен тем, что здесь существовала школа с постоянным учителем (приехавшим из Гамбурга «школьным мастером»). На сегодняшний день относящееся к 1690 г. упоминание о ней — самое раннее упоминание о школе на территории нынешней Тульской области.
13. Казенная Кузнецкая слобода
С последней четверти XVI в. в писцовых книгах по Туле и Дедилову упоминаются тульские казенные кузнецы — мастера оружейного дела, работавшие по заказам государства. В Туле постепенно сформировалась особая профессиональная их корпорация. Начало ее истории принято связывать с 1595 г., когда Царским указом нескольким семьям тульских кузнецов было разрешено поселиться «опричь» (то есть отдельно от) посадских ремесленников. Так в Туле появилась новая городская слобода, называвшаяся казенной Кузнецкой или Оружейной. Место первого компактного поселения оружейников неизвестно, но в XVII веке их слобода находилась в Заречье, на берегу р. Упы.
Не позднее 60-х гг. XVII века в Туле было освоено изготовление нарезного огнестрельного оружия — винтовальных пищалей. Работа велась в домашних мастерских, владельцы которых специализировались на изготовлении отдельных частей (деталей, узлов) оружия. Сохранившиеся до наших дней названия тульских улиц — Ствольная, Замочная, Ложевая и др.— хотя, может быть, появились несколько позже, несут в себе память о разделении труда в оружейном производстве, о живших на них мастерах, занимавшихся изготовлением ружейных стволов, замков, ложей.
14. Постройки того времени
В нынешней Туле осталось очень немного того, что позволяет представить ее облик в XVII в. До наших дней из них сохранился только один — построенная в самом конце столетия церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но несколько интересных построек этого и даже более раннего времени можно увидеть в городах и селах тульского края: Старо-Успенский собор в Алексине, ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Белёве, Николо-Успенскую церковь Венев-монастыря близ Венёва, Успенскую церковь на Федосьином городище в Епифани, собор Рождества Пресвятой Богородицы Анастасова монастыря близ Одоева и др.