11. Осада Тулы в 1552 году
Страшную осаду пережила Тула в 1552 году. Тогда крымский хан Девлет-Гирей во главе 30-тысячного войска осадил Тулу. Это была хорошо спланированная военная акция Крымского ханства, действовавшего по указке Турции, недовольной усилением позиций Русского государства на юге. Ситуация была очень напряженной: в городе не хватало военных сил, т.к. большая часть войска была отправлена в Коломну, именно там собиралась русская армия перед походом на Казань. 21 Июня передовые отряды крымской орды численностью до 7 тысяч человек вышли к Туле и осадили её. Но вскоре большая часть прибывших татар отошла от города и разъехалась загонами по окрестным селениям для грабежа и захвата рабов. В самой Туле ожидали прихода «крымского царевича» с малым войском. Обороной города руководил князь Григорий Иванович Темкин-Ростовский, назначенный служить в Туле первым воеводой после его участия во втором казанском походе 1550 года. Под его командованием в Туле находился лишь небольшой гарнизон. Весь остальной воинский контингент был мобилизован для участия в третьем казанском походе.
Этим же днём в Коломну, где стоял Иван Грозный с Большим полком, прискакал гонец из Тулы, присланный князем Григорием Ивановичем с вестью о том, что отряды крымских татар вторглись в пределы тульской земли и осадили город Тулу, грабя попутно близлежащие деревни и слободы.
Получив это послание, Иван Васильевич отправил на помощь осаждённому городу полк Правой Руки из Каширы под началом боярина князя Петра Михайловича Щенятева и воеводы князя Андрея Михайловича Курбского. Наряду с полком Правой Руки было приказано отправиться в поход к Туле Передовому полку из Ростиславля-Рязанского под началом боярина князя Ивана Ивановича Турунтая-Пронского и князя Дмитрия Ивановича Хилкова. В поход так же были подняты некоторые соединения Большого полка под руководством князя Михаила Ивановича Воротынского, стоявшие у села Колычова, что невдалеке от Коломны, с тем, чтобы снять осаду с города и выбить татар из-под Тулы. А основные силы русского войска во главе с Иваном Грозным были готовы выступить против крымско-татарской орды на следующее утро в случае необходимости.
В среду 22 июня к Туле пришёл сам крымский хан Девлет Гирей с сыном, своими мурзами и всей крымско-татарской ордой. Он привёз с собой артиллерию, подаренную султаном, и привёл под Тулу многочисленные отряды турецких янычар. Обложив город со всех сторон плотным кольцом осады, татары и турки начали готовиться к приступу. Позже артиллерия принялась расстреливать город и укрывшихся в нём жителей. По крепости били горящими ядрами, а татарские лучники обстреливали осаждённых из луков. В результате артиллерийского огня в нескольких местах крепости вспыхнули пожары. В этот момент хан приказал янычарам турецкого султана штурмовать стены. Но немногочисленные защитники Тулы не дрогнули.
Укрывшиеся в крепости женщины и дети тушили пламя пожаров, гасили огонь, уберегая от его распространения постройки внутри стен. Горожане и местные жители помогали воинам сражаться с татарами и турками на стенах и в башнях. Весь день крымско-татарские отряды приступали к тульской крепости. Защитникам Тулы удалось отразить несколько попыток штурма.
Уже под вечер, во время очередного приступа, осаждавшим удалось взломать одни из ворот. Образовался пролом, через который татары и турки готовы были ринуться в крепость. Женщины вместе с малыми детьми помогавшие воинам оборонять город, «яко мужи охрабришася», сумели не только не пропустить врагов в пробитые ворота, но и закрыть пролом завалом из камней и бруса. К вечеру атаки татар и турок на всех стенах были отражены защитниками Тулы. С наступлением темноты штурм города был прекращён. Но измождённые туляки в ожидании приступа не сходили со стен даже под покровом ночи.
К городу по каширской дороге приближалось войско князей Петра Щенятева и Андрея Курбского. После долгого и стремительного дневного перехода их полки остановились на ночлег в нескольких часах пути от Тулы, чтобы утром на марше вступить в битву с крымско-татарской ордой.