12. Осада Тулы в 1552 году
Через несколько часов, ранним утром 23 июня, Девлет Гирей, желая осуществить задуманное и захватить Тулу, велел своим отрядам возобновить штурм. Татары и турки видя, что людей за стенами немного, уверенно пошли на приступ используя пушки и пищали. Несмотря на это, среди защитников города начал ходить слух, будто к Туле «Царь православный приближается» со своим воинством. От туляков, попадающих в бою в плен, этот слух распространился и среди татар. Лазутчики Девлета Гирея, возвратившиеся из ночного дозора, так же засвидетельствовали, что видели огромное русское войско, расположившееся на ночлег на подступах к Туле. Татары решили, что это сам Царь и Великий Князь Иван Васильевич идёт на них со всем своим великим войском.
Вскоре защитники Тулы увидели со стен столпы дорожной пыли, клубящиеся высоко над горизонтом. Русские войска спешили на помощь осаждённому городу. Узнав о скором прибытии подкрепления, первый воевода князь Григорий Иванович Темкин-Ростовский собрал вокруг себя всех уцелевших воинов и других защитников, кто мог с ним пойти, и начал приготовления для совершения вылазки из крепости. Взявшись за оружие, в один ряд с воеводами и воинами в ополчение вставали мужчины, женщины и дети. Через открытые ворота на врага устремилось вновь сформированное тульское ополчение и вступило в ожесточённую рукопашную битву с татарами.
Девлет Гирей не пожелал дожидаться подхода царского войска и бежал из-под Тулы, уводя главные силы своей орды на юг, так и не сумев ни взять, ни разрушить города. Татары отходили, оставляя свои шатры, бросая колесницы и «всё стяжание их серебряное, златое и ризное».
Воодушевление защитников Тулы было настолько велико, что им удалось перебить и захватить в плен множество татар и турок. Среди убитых оказался ханский шурин Камбирдей. В ходе битвы тульскому ополчению удалось захватить у татар всю турецкую артиллерию, весь боезапас ядер, стрел и огромное количество пороха, привезённые для стрельбы по Туле и её жителям.