7. Тульский оружейный завод

История оружейного дела в Туле в XIX в. связана в первую очередь с Тульским оружейным заводом. В 20-е годы 19 в. удалось добиться перехода в изготовлении мелких ружейных деталей на штампованную заготовку, в результате чего была достигнута полная взаимозаменяемость элементов ружейного замка. Ни первого, ни второго не было в то время на оружейных заводах ни одного европейского государства. Некоторые штампы, станки, приспособления, применявшиеся на Тульском заводе, были настолько технически совершенны, что продолжали использоваться в производстве до начала 20 века. Исключительно большую роль в достижении столь высокого уровня сыграли заводские механики – англичанин Джон Джойс и русский Павел Дмитриевич Захава.
Успехами, достигнутыми в 1-й половине XIX в., завод в существенной степени был обязан умному и квалифицированному руководству генерала Е.Е. Штадена. Генерал от артиллерии, участник Аустерлицкого сражения и Отечественной войны 1812 г., Штаден был награжден многими орденами и золотой шпагой с надписью «За храбрость». С 1817 г. длительное время был начальником оружейного завода, а с апреля 1824 г. еще и инспектором над всеми оружейными заводами России. По словам его современника историка Афремова, Штаден «прямодушием и доброжелательностью снискал в Туле всеобщую любовь и искреннее уважение, а как примерный начальник оружейного производства заслужил бессмертную славу в целом государстве».
Частичная замена энергии воды энергией пара и ряд других новшеств на Тульском оружейном заводе позволили значительно повысить производительность труда, что не замедлилось сказаться в годы Крымской войны, когда заводом было произведено 174 тысячи единиц одних ружей.
После очередной реконструкции Тульского оружейного завода, завершенной к осени 1873 г., он полностью перешел на изготовление оружия в своих стенах – до этого времени часть оружейников работала еще по домам. Завод был оснащен новейшими станками передовых конструкций, наиболее совершенными типами штампов, паровых моло­тов и ковочных машин, энергию для которых давали новые паровые машины и три довольно мощные водяные турбины. Выросло производство: в течение года теперь делалось полторы сотни тысяч ружей.